Субсидии в Украине, мнение Хабибуллина

По словам главы Киевской областной коллегии адвокатов с 2007 года, главы Гражданского совета при Государственной исполнительной службе Украины с 2011 по 2014 год, главы гражданской организации Солидарная Украина с 2014 года, Вадима Хабибуллина большинство получателей финансовой поддержки от государства для оплаты коммунальных платежей ждет далеко нелегкая жизнь и не самые радужные перспективы. 

Вадим Хабибуллин считает саму идею предоставления субсидированной поддержки населению объективно необходимой. Поскольку незажиточные граждане не могут без такой поддержки полноценно оплачивать коммунальные платежи. Особенно после их очередного повышения. Но эксперт категорически не согласен с принципами предоставления субсидий и последствий от их получения:

- Созданная система субсидирования граждан, которую продолжает активно продвигать Правительство Украины для большинства обратившихся за помощью к государству граждан, содержит массу юридических тонкостей и аспектов. Сегодня субсидию могут получить более двух миллионов украинских домохозяйств. То есть семей, что превышает 6 миллионов граждан Украины, - говорит Хабибуллин.

Люди при оформлении заявки на получение субсидии соглашаются с нормой, согласно которой каждый гражданин, получивший субсидию, обязан в случае предоставления неполных сведений компенсировать расходы государству в двукратном размере. 

Согласно постановлению Кабинета Министров Украины, а конкретнее скрытому от оформляющих субсидию людей приложению к документу «Декларация», в последнем пункте которой указан следующий пункт:

«Оформитель осознает, что в случае подачи не в полном объеме или недостоверных данных про лиц, которые зарегистрированы, а также всех прочих данных обязуюсь вернуть избыточно перечисленную сумму жилищной субсидии в двойном размере».

Данную инструкцию можно найти в интернете, например, на сайте Министерства социальной политики Украины. Данная инструкция определяет порядок заполнения необходимых документов. Один из пунктов этой инструкции подразумевает внесение данных о всех видах имеющихся доходов:

• заработной плате, 
• пенсии,
• помощи, кроме той ее части, выплата которой совершается один раз, в частности, при рождении ребенка,
• стипендии, 
• денежного обеспечения, 
• алиментах, 
• выплатах, получаемых в соответствии с гражданско-правовым договором трудоустройства, 
• доходах от предпринимательской деятельности, 
• доходах от сдачи имущества в аренду, 
• доходах от продажи имущества и неимущественных прав, 
• доходах от сельскохозяйственной продукции,
• дивидендах, процентах, полученных от размещаемых депозитов и пр.

Доходы, получаемые по всем перечисленным пунктам, необходимо указывать для всех зарегистрированных в данном жилом помещении лиц за предыдущий календарный год без учета налога на доходы физических лиц. 

Перечисленное множество пунктов, которые необходимо заполнить при оформлении заявки для получения субсидии, осложняет предоставление полноценной и достоверной информации об имеющихся источниках получения доходов для большинства граждан Украины. 

Фактически даже 1 гривна доходов, неучтенная в процессе заполнения заявления на получение субсидии, дает возможность государству требовать от человека компенсацию за всю полученную от государства финансовую помощь для оплаты коммунальных услуг в двойном размере. И связано это с указанием неполных данных.

Исходя из логики, при заполнении заявления на оформление субсидии человек должен обязательно учитывать единый социальный вклад, сумму налогов на доходы физических лиц. 

Но в инструкции Министерства социальной политики для заполнения заявлений на получение субсидий не указывается, что делать с единым социальным вкладом, отчисляемым от зарплаты и с военным сбором. Это сразу подвергает получателя субсидии в будущем риску возврата полученной от государства финансовой помощи в двойном размере.

В опубликованном недавно разъяснении от Министерства социальной политики Украины указано, что получатель субсидированной финансовой поддержки для оплаты коммунальных услуг должен самостоятельно вычесть налог на доходы физических лиц, учитывая в нем единый социальный вклад и военный сбор. 

Вадим Хабибуллин считает субсидии ловушками для абсолютно всех граждан, которые их оформляют. Аналогично выглядит ситуация с указанием расходов в заявлении. 

Провести правильный подсчет вышеперечисленных данных перед подачей заявления на получение субсидии для рядового гражданина крайне сложно. Это касается даже подачи заявления для рассмотрения возможности получения субсидии. Для рядовых граждан алгоритм такого подсчета можно назвать «космическим» и явно выходящим за пределы их понимания. 

В той же инструкции от Министерства социальной политики Украины указано, что сравнение и проверка предоставляемых и реальных данных осуществляется органами социальной защиты уже после назначения субсидий. При этом не указано, в какой конкретно период такая проверка может быть проведена. 

Вадим Хабибуллин считает, что благодаря используемой схеме назначения субсидий государство может держать на крючке граждан в течение 6 – 12 месяцев. После чего начнутся массовые судебные иски для возврата государству средств именно в двойном размере, выделенных в качестве субсидий. 

После подачи заявления на получение субсидий, приема этого заявления от граждан, быстрой выдачи субсидий для оплаты коммунальных услуг контролирующие органы начинают разбираться и осуществлять проверку. Делается это без какой-либо спешки, поскольку ответственность за возврат ошибочно выданных субсидий, по словам Вадима Хабибуллина, планируется переложить на следующее правительство.

Используемые схемы выделения субсидий создают огромное поле для коррупции. В заявлении, подданном на коллегию Министерства социальной политики, который датируется 8 июня 2015 года, ошибочно был указан пункт констатирующий, что лишь 15% от общего числа деклараций для начисления субсидий были заполнены верно. По этой причине оставшиеся 85% граждан Украины спустя определенный период могут получить «письма счастья» с требованием возвратить государству полученные средства в двойном размере. 

На 2015 год заявления о предоставлении субсидий на оплату коммунальных услуг подало около 2 миллионов семей С учетом имеющейся информации об ошибочном предоставлении данных для получения субсидий можно говорить, что сумма, которую гражданам придется возвращать государству поистине огромна 

Если говорить про абсолютные цифры, то по словам экс-премьер-министра Украины Арсения Яценюка государство выделило на предоставление субсидий гражданам 25 миллиардов гривен. Выделение субсидированной помощи гражданам Украины в таких размерах является беспрецедентным в истории страны. И вряд ли государство стало бы так щедро раздавать финансовую помощь гражданам, если бы оно не надеялось вернуть себе эти средства. Да еще и почти в двойном размере. Если подсчитать, что 85% этой помощи может быть изъято в двойном размере, то можно утверждать, что только за один год государство может потребовать в судебном порядке обратно от граждан порядка 40 миллиардов гривен. 

По словам Вадима Хабибуллина, данная модель выдачи субсидий населению является крайне выгодной бизнес моделью. Кроме того, дополнительно и без публичного обсуждения планируется внесение законопроекта «Про частную исполнительную службу Украины» или про так называемых частных бандитов. И уже через полгода – год возврат средств в двойном размере от населения могут осуществлять именно с помощью частных исполнительных служб Украины, внедрение которых планирует провести Министерство юстиции. 

И при последующих возможных обращениях от граждан, у которых частные исполнительные службы будут требовать возврата указанных сумм в двойном размере, государство может сослаться на то, что данные организации действуют по закону. 

Принимаемый закон позволяет частным исполнительным службам отбирать у граждан движимое и недвижимое имущество, денежные средства, размещенные на банковских счетах. Нужно понимать, что данная часть бедных и незащищенных людей, желающих получить субсидии, не сможет обратиться за помощью к адвокатам и юристам для защиты своих интересов.

Существует большая проблема с постановлением Правительства Украины №106, поскольку оно препятствует даже незначительной корректировке вопроса. Например, даже если за период с июня по июль 2015 года будут поданы требования о возврате до 7 млрд. гривен с людей вместо выданных им 3,4 млрд. гривен, то у суда не будет никаких шансов стать на защиту интересов людей. Поскольку термин и формулировка «ошибочные неполные данные» юридически не определен. И Вадим Хабибуллин считает, что правительством не по ошибке, а намеренно не разъяснен данный термин для того, чтобы граждане не задумывались о каких-либо изменениях в стране сейчас. И не происходило повышения революционных, и протестных настроений. 

Юрист отмечает, что формулировка «субсидия» касается всех желающих оформить таковую, а возврат полученной материальной поддержки затронет каждого отдельно: в каждом районе, в каждом селе, в каждом городе, где люди окажутся один на один с проблемой возврата средств в двойном размере. 

Дополнительно правительством активно продвигается идея создания системы «Сатам», которой предполагается поручить отбор и реализацию у должников недвижимого, и движимого имущества за долги перед государством.

Киевская Областная коллегия адвокатов требует исключить данные пункты из пакета документов для оформления субсидий именно задним числом, то есть признать недействительным решения, которые были приняты Верховным Советом, Правительством и Министерством Юстиции Украины. Поскольку присутствие таких пунктов в документах для оформления субсидий дает возможность взыскивать в двойном размере с должников средства, выделенные им в рамках субсидий. Ведь норма права не имеет обратного действия.

– С учетом того, что сегодня имущество граждан для государства сейчас стоит копейки, в том числе недвижимость, автомобили, то за долги по коммунальным услугам на момент выделения субсидий имущество у граждан, согласно решению суда, может отбираться, – считает Хабибуллин.

Вадим Хабибуллин рекомендуют всем тем, кто не хочет попасть в такую каббалу, умело замаскированную государством под материальную помощь населению, обращаться к Правительству, к Министерству социальной политики через местные органы, отвечающие за выдачу жилищных субсидий. И требовать справки для каждой семьи о том, что по получению субсидии для оплаты коммунальных услуг, согласно предоставленным документам, государство не имеет к получателю субсидий никаких претензий. 

В такой справке должно быть указано, что:

• все документы заполнены правильно, 
• никаких оснований даже через определенное время начислить на получателя субсидии штрафные санкции с помощью обращения в судебную инстанцию государство не может; оснований для взыскательных мер в двойном размере на имущество получателя субсидий не имеет.

Обращаться в контролирующие органы нужно как можно быстрее. Поскольку без подачи соответствующих заявлений и без получения письменного ответа про отсутствие ошибок в заполняемых формах избежать мошеннических схем практически невозможно. Поскольку выдача субсидий в сжатые сроки сегодня является ловушкой, в которую загоняют людей. И из нее не смогут помочь выбраться даже опытные адвокаты. 

– Мы знаем сегодня о позиции судебных органов. Они не могут выступать открыто. При этом позиционное представление о сложившейся ситуации и путях ее решения у судов имеется. Уже сегодня те, кто судится с государством за коммунальные долги, в 99% случаев проигрывают государству. 

Суды на всех уровнях обращаются к властям Украины с требованием избавить их от этого ярма. Поскольку само правительство после возникновения проблемы хочет от ее решения устранится. И ответственность за решение данного вопроса будет возложена на судебные инстанции. 

– После вынесения судебных решений последнем звеном будут частные коллекторские и исполнительные службы, которые будут отбирать имущество за неверно выделенные государством, и полученные людьми субсидии. Цифры нереальные. Они космические, - говорит Вадим Хабибуллин. 

Только за один год долги населения за неправильно начисленные субсидии могут достигнуть 40 млрд. гривен. 

Вадим Хабибуллин считает, что никакой технической ошибки в данных законопроектах нет. И что такая ситуация складывается намеренно и целенаправленно для очередного массового ограбления людей. 

Для отмены принятых решений по выделению субсидий населению Правительство может даже не проводить отдельное заседание. Отменить постановление можно точно также, как оно и принималось. 

Даже введение термина «субсидия» эксперты связывают с желанием правительства легализовать грабительские коммунальные тарифы. Именно проблема с тарифами привела сегодня к тому, чтобы провести так называемую реформу субсидий. И легализировать введенные тарифы. 

Одновременно под введением реформы субсидий специалисты усматривают серьезную коррупционную составляющую, а также серьезную опасность для простых граждан, за которой следуют десятки, сотни тысяч и миллионы судебных исков по всей стране. И человек будет оставаться один на один с этой проблемой. 

Проблема с выдачей субсидий напоминает Вадиму Хабибуллину о ситуации с массовым отключением системы централизованного теплоснабжения и перевода жильцов многоквартирных домов на бойлеры еще в 2011 году. В своей юридической практике Вадим Хабибуллин доказал в Верховном суде Украины, что подачу горячей воды нельзя ограничивать для потребителей даже при наличии задолженности, возникшей как по причине финансовой неспособности оплачивать данный вид коммунальных услуг, так и из-за его сознательного нежелания не платить. 

– Государство еще в 2014 году могло производить отключение должников по счетам за электроэнергии без решения суда. – говорит Хабибуллин. – В результате еще летом 2015 года малоимущим людям, которые не способны оплачивать повысившиеся коммунальные тарифы, начали отключать подачу электроэнергии. И на сегодня такие действия коммунальных служб являются законными.

Вадим Хабибуллин, как глава Киевской областной коллегии адвокатов с 2007 года и глава гражданской организации «Солидарная Украина», считает крайне необходимым исключить из инструкции к оформлению заявлений на получение субсидий пункт о предоставлении неполной информации о доходах граждан. 

Основной удар, как считает Вадим Хабибуллин, придется на пенсионеров и других малообеспеченных граждан. Поскольку с их платежных карт по решению суда могут автоматически снимать до 25% от суммы задолженности. Аналогичные типы финансового взыскания могут быть применены к абсолютно любому владельцу платежной карты. 

Эксперт открыто называет субсидии в Украине отлично просчитанным фейком и обманом населения.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Не хочу работать или "Сестра, мы его теряем!"

Свой бизнес: производство полипропиленовой лески

Мантры для привлечения денег - сам Будда завещал

Как начать заниматься репетиторством?

Бизнес на акриловых красках

Бизнес-идея. Чистый общественный туалет

Где взять золото для новой цепочки?

Бизнес-идея: гостиница, отель, дом отдыха

Зачем Зигмунт Солож-Жак соединил 12 своих и чужих миллионов злотых?

Торговля, продажи товаров - идеи для бизнеса